helfort
03.05.2014 в 22:40
Пишет Yin:

8. Зависимость и не-зависимость.
Что отличает зависимость от хобби, увлечения, времяпровождения, случайного занятия, интересной и насыщенной жизни и прочее?

Дисфункциональность.

ДИС. ФУНК. ЦИ. О. НАЛЬ. НОСТЬ.

Зависимость ломает жизнь.
Вообще-то аддикт и без того жизнью поломанный. Но зависимость itself, сама по себе, рано или поздно начинает отвоевывать все больше времени, сил, жизненного пространства, ресурсов и здоровья.
Вначале все, конечно, не так. Сначала-то зависимость выполняет свою работу - избавляет от тревоги. А по-простому - снимает стресс. Меньше стресса - больше сил - можно выполнять жизненные задачи.
Но при таком устройстве психики, как у аддикта, тревога никогда не сбрасывается до конца. Поэтому потребность в повторении зависимого поведения растет.
И тогда случается первый тревожный звоночек - из-за зависимости не получается достигнуть своих целей. Человек начинает не справляться с жизненными задачами, и причина в том, что он употребил слишком много существа/вещества/баловства. Женщина, тратящая свою жизнь на обслуживание "любимого" мужчины; пьяница-столяр, которого уволили с работы из-за трясущихся рук; игроман, который просаживает всю зарплату в день получки.
Большинству сохранных аддиктов удается худо-бедно балансировать с зависимостью на самом краю. Зависимость портит жизнь, но незаметно и по мелочам. Сохранные аддикты так и живут - кое-как договорившись со своей зависимостью; но рано или поздно их жизнь превращается в войну с зависимостью.

Зависимость начинает просто пожирать человека. Иногда в буквальном смысле - вроде того, что на двадцатом году курения таки пробирается внутрь заветный рак легких. Иногда - пожирает личность. Аддикт от онлайн-игр теряют всякую мотивацию к жизни, он не хочет работать, ему не противно не мыться и не чистить зубы месяцами. Девушка все свободное время проводит в спортзале и считает калории, а единственная тема для разговоров - это заветная цифра на весах.
Сама личность начинает рассыпаться. Условия и окружающая среда (плюс-минус неблагоприятная) уже успели к этому времени изрядно покрошить картину мира, а тут еще зависимость, которая очень быстро перестает успокаивать и становится источником проблем.
И из вот этой картины мира, где зависимость спасение от злого и жестокого всего, и бежать-то некуда. К тому моменту, когда приходит понимание, что зависимость мешает, уже сложно из нее выбраться: потому что навыки, мотивация и интерес ко всему, что не связано с аддикцией, пропадают. Слишком мало сохранных частей.
Проходит еще время - и человек умирает в буквальном смысле. Либо зависимость уничтожает его, если она вредна для здоровья, либо он кое-как в полумертвом состоянии доживает до первого доступного грузовика и с облегчением падает под него.

Тем-то и опасны зависимости. Вначале они довольно теплые и ламповые, даже как-то и непонятно, что тут может быть плохого. Ну, крестиком вышивает. Ну, девочек клеит. Ну, худеет. Такая ведь у него жизнь тяжелая, как можно человека лишать законного хобби?
Только вот в зависимости от благополучия/неблагополучия среды и сохранности/несохранности личности, зависимый плюс-минус быстро доберется до логичного и печального финала.

Пишет Yin:
28.02.2014 в 14:24



Приведу очень утрированный пример.

Предположим, у нас есть Даша и Маша. Они друг с другом не знакомы, работают в разных филиалах компании ООО "КрасивыеОбои". Обе работают на должности "младший дизайнер обоев" и обе хотят стать "старшим дизайнером обоев".

Даша садится за стол и начинает размышлять - так, что мне нужно сделать, чтобы стать старшим дизайнером обоев? А нарисую-ка я шесть новых эскизов обоев, обовлю свое портфолио и закончу текущий проект.
Маша тоже садится за стол и тоже размышляет - круто, стану старшим дизайнером обоев, зарплату поднимут. Все будут уважать. У меня там проект еще с прошлой недели лежит, пойду его поделаю. И надо бы еще каких-нибудь эскизиков новеньких забацать. И портфолио обновить.


И у Даши, и у Маши этот текущий проект очень большой.
Даша сильно напрягается из-за проекта, и по вечерам она, чтобы отвлечься, играет в Варкрафт. Она ложится спать вовремя, чтобы вовремя вставать на работу, чтобы у нее было время и силы на текущий проект. Через неделю Даша еле успевает закончить текущий проект, а про портфолио забывает. Вместо запланированных шести эскизов она делает только три, но зато она выкладывает в своем дневнике ссылку на свои работы. У нее красивые эскизы, и два человека, увидив Дашины работы, закупают у КрасивыхОбоев большую партию обоев.

Маша тоже сильно напрягается из-за проекта. Возвращаясь домой, Маша падает на кровать и лежит пластом несколько часов, а потом идет играть в Варкрафт и сидит там до 5 утра. Она не высыпается, на работе она пьет тоннами кофе. Сил работать у нее нет, и в рабочее время она зависает в своем блоге, постоянно выкладывая посты о том, какая у нее напряженная неделя. Ее уже успел застукать за этим начальник и она получила выговор. Она доделала проект в самую последнюю минуту, и как только она вернулась домой, тут же засела на сутки играть в Варкрафт.


И вот, Даша и Маша одновременно решили попросить о повышении.
Даша приходит к своему начальнику и просит повышения. Ее аргументы:
- она доделала вовремя свой сложный проект.
- она показывает свои три эскиза, и обращает внимание начальника, что клиентам нравятся ее эскизы - два человека, увидев ее эскизы, купили обои в КрасивыхОбоях.
Начальнику нравится, что Даша выполняет проекты вовремя, что у нее хорошие эскизы и что Даша лояльна к компании - она ведь сделала бесплатную рекламу. Начальник дает Даше повышение. Даша счастлива и идет отмечать повышение со своими друзьями. Они берут ящик пива и гуляют всю ночь.

Маша тоже хочет повышения. Она вспоминает, что когда-то там хотела сделать эскизы. Она сидит всю ночь в обнимку с ящиком пива и только к утру левой ногой кое-как нацарапывает три эскиза.
Маша приходит к своему начальнику и тоже просит повышения. Ее аргументы:
- я старалась и вкалывала на вас, доделала огромный проект.
- вот вам три моих новых эскиза. Это они не кривые, это концепт.
У начальника уже в печенках сидит то, что Маша весь рабочий день торчит в блогах. Он знает, что Маша сделала проект вовремя, но опасается, что в следующий раз у нее времени может и не хватить. Ее эскизы выглядят ужасно. Начальник отказывает Маше в повышении.


Даша играет в Варкрафт и Маша играет в Варкрафт.
Даша сидит в блогах и Маша сидит в блогах.
Даша сделала проект вовремя и Маша сделала проект вовремя.
Даша сделала не все, что запланировала, для повышения, и Маша сделала не все, что запланировала, для повышения.
Даша сделала три эскиза и Маша сделала три эскиза.

Только Даша достигла своей цели, а Маша - нет.
В чем разница? Маша играла в Варкрафт и не замечала, что это сильно подрывает ее работоспособность. Блог она вела, чтобы отвлечься от дел. На работе это неуместно, потому что на работе сидят, чтобы работать. Она потеряла много времени и вдобавок ухудшила отношения с начальником.
Даша тоже играла в Варкрафт, но выполнять свои обязанности это ей не мешало. Да и ведение блога ей помогало в работе.


Хобби - это ресурс, помогающий выполнять поставленные цели. Даже если это всего лишь посидеть часик за вышиванием, чтобы отвлечься, и снова взяться за работу. Или, например, хобби помогает почувствовать, что у тебя есть личное время. Хоть работы и много, но всегда есть время для себя.
Зависимость - обычно сильно мешает достижению цели, потому что силы уходят не на решение задач, а на снятие напряжения. То есть сначала конечно да, зависимость помогает снять напряжение и работается лучше. Но потом это работать перестает, потому что по собственной "слепоте" (то есть из-за отсутствия контакта со своими потребностями) человек не понимает, что делает хуже сам себе.

URL комментария


Или вот, живой пример у миумау





Многие клиенты задают мне такой вопрос: вот я делаю так-то и так-то, это вообще нормально? Я не болен? Я не псих?
Ответ на это только один, и его я расскажу в следующий раз.


URL записи